http://natalia.appmat.ru/c&c++/lezione2.php | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Операторы языка C++Операторы управляют процессом выполнения программы. Набор операторов языка С++ содержит все управляющие конструкции структурного программирования. Составной оператор ограничивается фигурными скобками. Все другие операторы заканчиваются точкой с запятой.
Ввод/вывод не является частью языка С++, а осуществляется функциями, входящими в состав стандартной библиотеки. Для подробной информации см. лекцию 4. 2. Структура программыПрограмма на языке С++ состоит из директив препроцессора, указаний компилятору, объявлений переменных и/или констант, объявлений и определений функций. 2.1. Объявление переменнойОбъявление переменной задаёт имя и атрибуты переменной. Атрибутами переменной могут быть тип, количество элементов (для массивов), спецификация класса памяти, а также инициализатор. Инициализатор – это константа соответствующего типа, задающая значение, которое присваивается переменной при создании. Объявление переменной имеет следующий синтаксис: [<спецификация класса памяти>] <тип> <имя> [= <инициализатор>] [,<имя> [= <инициализатор>] ...]; Примеры объявления переменных
В языке С++ нет ограничений на количество символов в имени. Однако некоторые части реализации (в частности, компоновщик) недоступны автору компилятора, и они иногда накладывают такие ограничения. 2.1.1. КонстантыВ языке С++ введена концепция определяемых пользователем констант для указания на то, что значение нельзя изменить непосредственно. Это может быть полезно в нескольких отношениях. Например, многие объекты не меняются после инициализации; использование символических констант приводит к более удобному в сопровождении коду, чем применение литералов непосредственно в тексте программы; указатели часто используются только для чтения, но не для записи; большинство параметров функций читаются, но не перезаписываются. Чтобы объявить объект константой, в объявление нужно добавить ключевое слово const. Так как константе нельзя присваивать значения, она должна быть инициализирована.
Типичным является использование констант в качестве размера массивов и меток в инструкции case. Отметьте, что const модифицирует тип, т.е. ограничивает возможное использование объекта, но не указывает способ размещения константного объекта. Простым и типичным использованием константы является тот случай, когда значение константы известно во время компиляции и под неё не требуется выделение памяти. Для массива констант, как правило, требуется выделение памяти, так как, в общем случае, компилятор не в состоянии определить, к какому элементу массива происходит обращение в выражении. 2.1.2. Объявление typedefОбъявление, начинающееся с ключевого слова typedef, вводит новое имя для типа, не для переменной данного типа. Целью такого объявления часто является назначение короткого синонима для часто используемого типа. Например, при частом применении unsigned char можно ввести синоним uchar.
Имена, вводимые с помощью typedef, являются синонимами, а не новыми типами. Следовательно, старые типы можно использовать совместно с их синонимами. Если вам нужны различные типы с одинаковой семантикой или с одинаковым представлением, обратитесь к перечислениям или классам. 2.2. Объявление и определение функцииОбъявление функции задаёт имя функции, тип возвращаемого значения и количество и типы параметров, которые должны присутствовать при вызове функции. Указание void в качестве возвращаемого значения означает, что функция не возвращает значения. Определением функции является объявление функции, в котором присутствует тело функции. Определение функции имеет следующий синтаксис: Типы в определении и объявлениях функции должны совпадать. Однако, имена параметров не являются частью типа и не обязаны совпадать. Все функции в программе существуют на глобальном уровне и не могут быть вложены друг в друга. Среди функций выделяется одна главная функция, которая должна иметь имя main. С нее начинается выполнение программы, обычно она управляет выполнением программы, организуя вызовы других функций. Для того чтобы программа могла быть скомпилирована и выполнена, она должна содержать, по крайней мере, определение функции main. Примеры определения функции
При вызове функции выделяется память под её формальные параметры, и каждому формальному параметру присваивается значение соответствующего фактического параметра. Семантика передачи параметров идентична семантике инициализации. В частности, проверяется соответствие типов формальных и фактических параметров и при необходимости выполняются либо стандартные, либо определённые пользователем преобразования типов. Существуют специальные правила для передачи массивов в качестве параметров, средства для передачи параметров, соответствие типов для которых не проверяется, и средства для задания параметров по умолчанию. Функция должна возвращать значение, если она не объявлена как void. И наоборот – значение не может быть возвращено из функции, если она объявлена как void. Как и передача параметров, семантика возврата значения из функции идентична семантике инициализации. Возвращаемое значение задаётся инструкцией return.
Функция с типом void не может возвращать значение. Однако вызов функции с типом void не даёт значения, так что функция с типом void может использовать вызов функции с типом void как выражение в инструкции return.
Такая форма инструкции return важна при написании шаблонов функций, когда тип возвращаемого значения является параметром шаблона. 2.2.1. Встраиваемые функцииФункцию можно определить со спецификатором inline. Такие функции называются встраиваемыми. Спецификатор inline указывает компилятору, что открытая подстановка тела функции предпочтительнее обычной реализации вызова функции и что он должен пытаться каждый раз генерировать в месте вызова код, соответствующий встраиваемой функции, а не создавать отдельно код функции (однократно) и затем вызывать её посредством обычного механизма вызова. Спецификатор inline не оказывает влияния на смысл вызова функции.
Открытая подстановка не влияет на результаты вызова функции, чем отличается от макроподстановки. Встраиваемая функция имеет обычный синтаксис описания функции и подчиняется всем правилам, касающимся области видимости и контроля типов. Открытая подстановка является просто иной реализацией вызова функции. Вместо генерации кода, передающего управление и параметры единственному экземпляру тела функции, копия тела функции, соответственно модифицированная, помещается на место вызова. Это экономит время для передачи управления. Для всех, кроме простейших, функций время выполнения функций доминирует над издержками времени на обслуживание вызова. Из этого следует, что для всех, кроме простейших, функций экономия за счёт открытой подстановки минимальна. Идеальным кандидатом для открытой подстановки является функция, делающая нечто простое, вроде увеличения или возврата значения. Существование таких функций вызывается необходимостью обработки скрытых данных. 2.2.2. Параметры функций по умолчаниюВ языке С++ можно задавать так называемые параметры функции по умолчанию. Если в объявлении формального параметра задано выражение, то оно воспринимается как умолчание этого параметра. Все последующие параметры также должны иметь умолчания. Умолчания параметров подставляются в вызов функции при отсутствии в нём последних по списку параметров.
2.2.3. Параметры программыФункция main, как и любая другая функция может иметь параметры. Эти параметры передаются в программу из командной строки.
Первый параметр содержит количество элементов в массиве – втором параметре, который является массивом указателей на строки. Каждая строка хранит один переданный программе параметр, при этом первый параметр (с индексом 0) содержит имя исполняемого файла и существует всегда. Порядок объявления параметров существенен. 2.2.4. Функции с переменным числом параметровВ языке С++ существует возможность использовать функции с переменным числом параметров. Для объявления такой функции надо указать многоточие (,…) в конце списка параметров функции. Для вызова такой функции не требуется никаких специальных действий, просто задается столько параметров, сколько нужно. Во время интерпретации списка параметров такая функция пользуется информацией, не доступной компилятору. Поэтому он не в состоянии гарантировать, что ожидаемые параметры действительно присутствуют или что они имеют правильные типы. Ясно, что если параметр не был объявлен, компилятор не имеет информации, необходимой для выполнения стандартной проверки и преобразований типа. Функцию только с необъявленными параметрами, в принципе, определить можно, но выбрать параметры будет затруднительно, т.к. макроопределения для работы с необъявленными параметрами используют имя последнего объявленного формального параметра. Внутри функции программист сам отвечает за выбор из стека дополнительных параметров. Для работы с ними используются макроопределения va_arg, va_start и va_end, определённые в файле stdarg.h. Пример программы с функцией с перменным числом параметров см. в конце лекции. 2.3. ПрепроцессорПрепроцессор – это программа, которая обрабатывает текст вашей программы до компилятора. Таким образом, на вход компилятора попадает текст, который может отличаться от того, который видите Вы. Работа препроцессора управляется директивами. С помощью препроцессора можно выполнять следущие операции:
2.3.1. Включение файловВключение файлов производиться с помощью директивы #include, которая имеет следующий синтаксис: Угловые скобки здесь являются элементом синтаксиса. Директива #include включает содержимое файла, путь к которому задан, в компилируемый файл вместо строки с директивой. Если путь заключен в угловые скобки, то поиск файла осуществляется в стандартных директориях. Если путь заключен в кавычки и задан полностью, то поиск файла осуществляется в заданной директории, а если путь полностью не задан – в текущей директории. С помощью это директивы Вы можете включать в текст программы как стандартные, так и свои файлы. Во включаемый файл можно поместить, например, общие для нескольких исходных файлов определения именованных констант и макроопределения. Включаемые файлы используются также для хранения объявлений внешних переменных и абстрактных типов данных, разделяемых несколькими исходными файлами. Более подробную информацию об использовании заголовочных файлов см. в лекции 9. Кроме того, как было указано выше, в языке С++ ряд функций, такие как функции ввода/вывода, динамического распределения памяти и т.д., не являются элементом языка, а входят в стандартные библиотеки. Для того чтобы пользоваться функциями стандартных библиотек, необходимо в текст программы включать так называемые заголовочные файлы (в описании каждой функции указывается, какой заголовочный файл необходим для неё). Это также делается с помощью директивы препроцессора #include. Директива #include может быть вложенной. Это значит, что она может встретиться в файле, включенном другой директивой #include. Допустимый уровень вложенности директив #include зависит от реализации компилятора. 2.3.2. МакроподстановкиМакроподстановки реализуются директивой #define, которая имеет следующий синтаксис: Директива #define заменяет все вхождения идентификатора в исходном файле на текст, следующий в директиве за идентификатором. Этот процесс называется макроподстановкой. Идентификатор заменяется лишь в том случае, если он представляет собой отдельную лексему. Например, если идентификатор является частью строки или более длинного идентификатора, он не заменяется. Текст представляет собой набор лексем, таких как ключевые слова, константы, идентификаторы или выражение. Один или более пробельных символов должны отделять текст от идентификатора (или от заключённых в скобки параметров). Если текст не умещается на строке, то он может быть продолжен на следующей строке, для этого следует набрать в конце строки символ «обратный слэш» и сразу за ним нажать клавишу «ВВОД». Текст может быть опущен. В этом случае все экземпляры идентификатора будут удалены из исходного текста программы. Тем не менее, сам идентификатор рассматривается как определённый. Список параметров, если он задан, содержит один или более идентификаторов, разделённых запятыми, и должен быть заключён в круглые скобки. Идентификаторы в списке должны отличаться друг от друга. Их область действия ограничена макроопределением, в котором они заданы. Имена формальных параметров в тексте отмечают позиции, в которые должны быть подставлены фактические аргументы макровызова. В макровызове следом за идентификатором записывается в круглых скобах список фактических аргументов, соответствующих формальным параметрам из списка параметров. Списки фактически и формальных параметров должны содержать одно и то же количество элементов. Не следует путать подстановку аргументов в макроопределение с передачей аргументов функции. Подстановка в препроцессоре носит чисто текстовый характер. Никаких вычислений или преобразований типа при этом не производится. После того как выполнена макроподстановка, полученная строка вновь просматривается для поиска других имен макроопределений. При повторном просмотре не принимается к рассмотрению имя ранее произведенной макроподстановки. Поэтому директива #define x x не приведет к зацикливанию препроцессора. Примеры
Вызов MULT(x + y, z) будет заменен на ((x + y) * (z)). При отсутствии внутренних скобок получилось бы (x + y * z), что неверно. Макровызов MAX(i, a[i++]) заменится на ((i) > (a[i++])) ? (i) : (a[i++])). Результат вычисления непредсказуем. В директиве #define две лексемы могут быть «склеены» вместе. Для этого их нужно объединить знаками ## (слева и справа допустимы пробельные символы). Препроцессор объединяет такие лексемы в одну. Например, макроопределение #define VAR(i, j) i ## j при макровызове VAR(x, 6) образует идентификатор x6. Символ #, помещаемый перед аргументом макроопределения, указывает на необходимость преобразования его в символьную строку. При макровызове конструкция #<формальный параметр> заменяется на "<фактический параметр>". Замены в тексте можно отменить директивой #undef, которая имеет следующий синтаксис: Директива #undef отменяет действие текущего определения #define для идентификатора. Чтобы отменить макроопределение, достаточно задать его идентификатор. Задание списка параметров не требуется. Не является ошибкой применение директивы #undef к идентификатору, который ранее не был определён или действие которого уже отменено. Принятая в С/С++ форма макросов является серьезным недостатком языка. Теперь эту форму можно считать устаревшей благодаря наличию более подходящих средств языка, таких как шаблоны, пространства имён, встраиваемые функции и константы. Точно также, широкое использование приведений типа в любом языке сигнализирует о плохом проектировании. Как макросы, так и приведения являются частыми источниками ошибок. Тот факт, что без них можно обойтись, делает программирование на С++ гораздо более безопасным и элегантным. 2.3.3. Условная компиляцияУсловная компиляция обеспечивается в языке С++ набором команд, которые, по существу, управляют не компиляцией, а препроцессорной обработкой. Эти директивы позволяют исключить из процесса компиляции какие-либо части исходного файла посредством проверки условий. Каждой директиве #if в том же исходном файле должна соответствовать завершающая её директива #endif. Между директивами #if и #endif допускается произвольное количество директив #elif и не более одной директивы #else. Если директива #else присутствует, то между ней и директивой #endif на данном уровне вложенности не должно быть других директив #elif. Препроцессор выбирает участок текста для обработки на основе вычисления константного выражения, следующего за каждой директивой #if и #elif. Выбирается текст, следующий за константным выражением со значением «истина». Если ни одно ограниченное константное выражение не истинно, то препроцессор выбирает текст, следующий за директивой #else. Если же директива #else отсутствует, то никакой текст не выбирается. Константное выражение может содержать препроцессорную операцию defined(<идентификатор>). Эта операция возвращает истинное значение, если заданный идентификатор в данный момент определён, в противном случае выражение ложно.
3. Пример3.1. Программа поиска корня уравнения f(x) = 0 на отрезке [a; b] с заданной точностью
|
#include <cstdio> #include <math.h> void main() { double a, b, e, x, c, fa, fc; int n; printf("Введите границы отрезка и точность: "); scanf("%lf%lf%lf", &a, &b, &e); for (n = 0; fabs(a - b) > e; n++) { c = (a + b) / 2; fa = f(a); fc = f(c); if (fa * fc < 0) b = c; else a = c; } x = (a + b) / 2; printf("Корень уравнения = %lf\nЧисло итераций = %d\n", x, n); } |
// Включаем заголовочные файлы, // содержащие прототипы функций ввода/вывода // и математических функций (для fabs) // Объявления переменных // Приглашение для пользователя // Ввод исходных данных // В заголовок цикла for включаем инициализацию переменной n, // её увеличение на 1, т.к. оно безусловно выполняется // на каждом шаге цикла, и проверку условия цикла // Т.к. в теле цикла должно быть более одного оператора, // а по синтаксису возможен только один, // операторы, составляющие тело цикла, // объединяются в один с помощью операторных скобок {...} |
Второй вариант – как на Паскале
#include <cstdio> #include <math.h> void main() { double a, b, e, x, c, fa, fc; int n; printf("Введите границы отрезка и точность: "); scanf("%lf%lf%lf", &a, &b, &e); n = 0; while (fabs(a - b) > e) { c = (a + b) / 2; fa = f(a); fc = f(c); if (fa * fc < 0) b = c; else a = c; n++; } x = (a + b) / 2; printf("Корень уравнения = %lf\nЧисло итераций = %d\n", x, n); } |
Третий вариант – весь алгоритм помещен в заголовок цикла for
#include <cstdio> #include <math.h> void main() { double a, b, e, x, c, fa, fc; int n; printf("Введите границы отрезка и точность: "); scanf("%lf%lf%lf", &a, &b, &e); for (n = 0; fabs(a - b) > e; c = (a + b) / 2, fa = f(a), fc = f(c), fa * fc < 0 ? b = c : a = c, n++) ; x = (a + b) / 2; printf("Корень уравнения = %lf\nЧисло итераций = %d\n", x, n); } |
// Для объединения нескольких операторов // в выражении приращения цикла for используется // операция последовательного вычисления |
3.2. Функция с переменным числом параметров, аналогичная функции printf
#include <cstdio> #include <stdarg.h> void print(char *format, ...); void main() { int a = 45, b = 87; double f = 2.75; print("dfd", a, f, b); } void print(char * format, ...) { va_list list; int n, i; double f; va_start(list, format); for (i = 0; format[i]; i++) switch(format[i]) { case 'd': n = va_arg(list, int); printf("%d\n", n); break; case 'f': f = va_arg(list, double); printf("%lf\n", f); break; } va_end(list); } |
// Переменная для работы со списком аргументов // Инициализация указателя на список аргументов // Выбираем очередной параметр // Выбираем очередной параметр // Сброс указателя на список аргументов в NULL |